RUS
†Бог любит тебя таким, какой ты есть! †Христос добровольно пошел на крест за твои грехи †Смерть побеждена! †Самый прямой путь к спасению - не осуждай! †Иисус ищет и ждет тебя! †Христос воскрес! †Дьявол не может сделать ад привлекательным, поэтому он делает привлекательной дорогу туда

5 причин, по которым мы перевели детей на домашнее обучение

Отец четверых детей, гомельский католик, рассказывает о том, почему перевел двоих сыновей из школы на индивидуальное обучение.

Для начала определимся с понятием «домашнее обучение». Юридически наши старшие дети (Антон - 8,5 лет и Максим - 7,5 лет) обучаются по индивидуальному плану, так называемому ОПИП. Такая форма обучение прописана в законодательстве Беларуси (Постановление Министерства образования от 20 декабря 2011 г. №283, глава 6, параграф 69-74). Фактически они учатся дома.

С директором был согласован индивидуальный план обучения и аттестации. В нашем случае дети будут приходить в школу раз в четверть на контрольные работы по каждому предмету. Во втором и третьем классе таких предметов мало.

Теперь о вопросе, кто же занимается обучением наших детей. В классической форме домашнего обучения этим занимаются родители. В нашем случае обучением занимается педагог, которого мы подбирали по определенным очень важным для нас критериям. Педагог приходит раз в неделю и три часа занимается с двумя детьми (русский и белорусский языки и математика), затем дает домашнее задание на всю неделю, которое дети выполняют самостоятельно. Мы только следим и иногда помогаем.

Английский язык, который изучает старший, у нас раз в неделю. С русским чтением проблем нет, каждую неделю берем в библиотеке по 3-4 книги. Физкультура - секция по настольному теннису три раза в неделю. Кроме этого рисование два раза в неделю, музыка два раза в неделю и шахматы три раза в неделю.

При такой форме образования у детей масса свободного времени, поэтому они могут посещать такое количество внешкольных кружков. И конечно же у них остается много времени для того, чтобы просто жить :)

Теперь о самих причинах выбора такой формы обучения. Порядок изложения причин не говорит о их важности, просто в такой очередности приходили в голову.

1. Отсутствие индивидуального подхода. Думаю с этим тяжело поспорить. Индивидуальный подход намного эффективнее (и по результату, и по времени) в обучении и взрослых, и детей, чем групповые занятия. Хотя уже предвижу возражения. Отвечаю сразу: у нас предостаточно внешкольных групповых занятий по направлениям, которые интересны детям. Когда у педагога 25 учеников, можно простой арифметикой посчитать, какое количество времени он тратит на одного ученика, я уже не говорю о том, что найти индивидуальный подход к каждому из 25-ти - это архисложная задача. По этой причине в школе сплошная уравниловка. Учитель работает в основном с середнячками и отличниками. А если кто-то преуспевает, то это не благодаря школьной системе, а скорее всего вопреки.

2. Деструкция творческих способностей. Вот обозвал причину, сам удивился :) Суть простая. Под творческими способностями мы понимаем перманентное стремление ребенка к созиданию нового в любой области жизнедеятельности человека. Школьная система это стремление убивает на корню. Почему, спросите вы? Да потому что во втором классе учеников муштруют считать клеточки между заданиями, отступы и т.д. И никого абсолютно не волнует, что ребенок решил задачу за 0,09 секунды в уме, и какая к черту разница, каким именно способом он это сделал, и правильно ли записал условие задачи, и конечно же ответ.

3. Трансляция непонятно каких ценностей. Каждый учитель, а с ним ученик общается в школе больше всего, приходит в школу со своим «богатым жизненным опытом», со своими проблемами, «желаниями» и «мечтами». В кавычках, потому что только одному Создателю известны подробности всего этого багажа. И все это он транслирует детям. Потому что невозможно оставить свою жизнь за дверью школы. Дети впитывают как губка весь этот бардак, и потом можно не удивляться результатам. Да, можно выбрать педагога начальных классов для своего ребенка, но ваш выбор ограничивается всегда несколькими кандидатами в ближайших школах. К сожалению, мы в ближайших школах не нашли подходящего.

4. Оценочная система губительна. В школе оценки - это самое главное, и этому учат детей, а знания - только как побочный эффект. Самое губительное - чувство собственного достоинства начинает складываться из оценок в школе, а затем из оценок всего окружающего мира. Вот и получается, что в мире ты стоишь ровно столько, на сколько можешь выдать результат, и другие ровно столько же стоят. Ты - равно твой результат, другой - равно его результат.

5. Трата времени впустую. Если разобрать поминутно, на что тратится ребенком время в школе, то окажется, что большая часть уходит в никуда. Возьмем обычный урок и прикинем, сколько времени уходит в никуда. Ковыряемся в носу или занимаемся посторонними более интересными занятиями, когда подряд отвечают десять одноклассников. Далее делаем то же самое, когда быстро выполнена классная работа или наоборот, когда она не выполнена по причине непонимания (а это - следствие отсутствия индивидуального подхода). Идем дальше, делаем то же самое, когда учитель объясняет новую тему. Вот и получается, что 2/3 урока – добываем полезные ископаемые из носовой полости, как выражался мои учитель физики, или занимаемся интересными делами.

От редакции: после окончания первой четверти Мариан обещал написать вторую часть своего блога и рассказать об опыте домашнего обучения: за это время его плюсы и минусы станут очевидными.

А пока предлагаем обсудить тему в комментариях: что, по-вашему, теряет и приобретает ребенок, который не ходит в школу?

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Домашние роды: наш опыт >>>

Последнее изменениеПятница, 02 сентября 2016 14:47
Комментарии   
+2 #8 гость 07.10.2014 12:02
Спасибо за подробное и грамотное изложение своей позиции, со многим можно согласиться. Но... будем ждать второй части рассказа, вышло ли на практике все так, как хотелось? :-*
Цитировать | Сообщить модератору
0 #7 Мариан 30.09.2014 13:16
Цитирую Саша:
А калі дзяцей адпраўляць вучыцца ў школу ў старэйшых класах, то ўсе пералічаныя недахопы ўсё роўна не знікнуць. Непадрыхтаваным дзецям будзе вельмі цяжка адаптавацца.
Недостатком не нужно некуда исчезать. Мы не создаем для своих детей жизнь без забот и хлопот. Это не цель! И почему вы считаете, что дети будут неподготовлены? На данный момент у них предостаточно занятий в коллективе. И что очень важно это разноплановые коллективы и по возрасту, составу участников и направлению деятельности (об этом я писал в заметке). Думаю, что они намного быстрее адаптируются к новому коллективу, чем обычные ученики. У них к этому времени будет богатейший опыт.
Цитирую Саша:
А каштоўнасці? Выхаванне іх за жалезнай заслонай, шляхам абмежавання кантактаў дзяцей са "знешнім" светам - справа рызыкоўная.
Согласен с вами по поводу занавеса. Но мы не воспитываем детей за железным занавесом и не ограничиваем контакты. Мы ответственно подходим к выбору коллективов в которых находятся наши дети и учим так же этому детей. Со временем они сами научатся выбирать для себя коллектив. И думаю, в этом плане они будут на шаг впереди своих сверстников, так как, приобретут неоценимый опыт!
Цитировать | Сообщить модератору
0 #6 Мариан 30.09.2014 13:09
Саша, отвечаю на все вопросы по порядку: Цитирую Саша:
А да якога ўзросту плануецца хатняе навучанне? Да канца школы?
На данный момент тяжело сказать. Посмотрим, как пойдут дела :) Мы знаем успешные примеры домашнего обучения и в старших классах, но это сопряжено с определенными финансовыми расходами, так как предметов будет много. А вообще в этом вопросе у родителей полная свобода. Да и дети постарше могут сами принять решение, хотят ли ходить в школу на определенные предметы. Правда, практически дети, отучившись столько лет в свободной форме, не видят в этом смысла.
Цитирую Саша:
Крыху сумняваюся, што якаснае вывучэнне фізікі, хіміі і інш. магчыма дома (толькі не кажыце, што яны не патрэбныя гуманітарыям).
Странно почему вы в этом сомневаетесь. Сейчас это норма. Для того, чтобы подготовится на 100% к вступительным экзаменам в ВУЗ нужно заниматься с репетитором. Тогда вопрос, зачем ходить в школу. Наши дети и так занимаются с репетитором. И тратят на изучение предметов на много меньше времени. На данный момент они опережают школьную программу. Это так к слову :)
Цитировать | Сообщить модератору
+6 #5 Саша 26.09.2014 13:30
А да якога ўзросту плануецца хатняе навучанне? Да канца школы? Крыху сумняваюся, што якаснае вывучэнне фізікі, хіміі і інш. магчыма дома (толькі не кажыце, што яны не патрэбныя гуманітарыям). А калі дзяцей адпраўляць вучыцца ў школу ў старэйшых класах, то ўсе пералічаныя недахопы ўсё роўна не знікнуць. Непадрыхтаваным дзецям будзе вельмі цяжка адаптавацца. А каштоўнасці? Выхаванне іх за жалезнай заслонай, шляхам абмежавання кантактаў дзяцей са "знешнім" светам - справа рызыкоўная.
Цитировать | Сообщить модератору
+5 #4 Мариан 25.09.2014 22:01
Цитирую Ольга:
И что у детей происходит летом:отсутствие приключений, проблем, веселых историй?
Согласен! Получается летом, три месяца подряд дети лишены всех прелестей школы. И что же им тогда делать??? :)
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #3 Мариан 25.09.2014 21:58
Ирина, а для чего ребенку такой, чрезмерно большой опыт общения в коллективе? Чему это послужит? Вам для размышления, большинство великих, творческих людей (писатели, художники, ученые), когда создают свои произведения, делают это в дали от коллектива :)
Цитировать | Сообщить модератору
0 #2 Ольга 25.09.2014 19:02
Цитирую Ира:
Не учась в школе ребенок, я думаю, очень многое теряет. У него отсутствует опыт жизни в коллективе (час-два в кружках это не заменят). Да и все школьные приключения, истории, дружбы и ссоры, даже проблемы - это много стоит!!!

Сколько по-вашему должен проводить времени ребенок в коллективе, чтобы стать гармоничной личностью? Сколько человек должно быть в коллективе? качество общения? Обязательно ли постигать знания в окружении человек так 25? И что у детей происходит летом:отсутстви е приключений, проблем, веселых историй? Это для размышления:)
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #1 Ира 25.09.2014 17:46
Не учась в школе ребенок, я думаю, очень многое теряет. У него отсутствует опыт жизни в коллективе (час-два в кружках это не заменят). Да и все школьные приключения, истории, дружбы и ссоры, даже проблемы - это много стоит!!!
Цитировать | Сообщить модератору
Добавить комментарий

Защитный код
Обновить