Как соотносятся Священное Писание и Священное Предание?
д. Владимир Дегтярев
Что для нас «главнее», «весомее» – Писание или Предание? Что появилось раньше? Считать ли их двумя равноправными формами возвещения Откровения или же одно следует полагать «главным», а другое «подчиненным»? Можно ли утверждать, что Предание дополняет Писание какими-то новыми богооткровенными истинами, которых в самом Писании нет? Эти вопросы уже не кажутся наивными. С какими-то из них, возможно, приходилось сталкиваться и нам, особенно имея дело с нашими братьями-протестантами. Ведь все без исключения протестанты отвергают авторитет Предания и доказывают, что полнота истины содержится в одном только Священном Писании. Многие из них считают, что именно этим они, в первую очередь, и отличаются от католиков и православных.
Прежде в среде католических богословов существовали четыре точки зрения на этот счет:
1. Священное Предание содержит в себе все Откровение. Священное Писание следует считать частью Священного Предания Церкви.
2. Священное Писание содержит в себе все Откровение. Священное Предание – это лишь инструмент интерпретации Писания.
3. Священное Писание содержит принципиальную полноту Откровения. Однако Священное Предание не только интерпретирует Писание, но и дополняет его «в деталях».
4. Священное Писание и Священное Предание – это два относительно независимых «источника Откровения». Вся полнота Откровения содержится в Писании и Предании, взятых вместе, но не по отдельности.
Именно последняя точка зрения была наиболее распространенной и, фактически, общепринятой. Протестанты, напротив, утверждали, будто для правильной интерпретации Библии достаточно самой же Библии. По-новому этот вопрос был поставлен в документах II Ватиканского собора. В тексте конституции О Божественном Откровении Dei Verbum единственным «источником Откровения» провозглашается Сам Бог (глава I), а его «носителем» – «Евангелие в широком смысле», то есть живая проповедь Иисуса Христа и Его апостолов, впоследствии зафиксированная письменно. «…Христос Господь, в Котором завершилось все Откровение Всевышнего Бога, заповедал апостолам, чтобы Евангелие, прежде обещанное через Пророков, Им исполненное и Его устами провозглашенное как источник всякой спасительной истины и всякого нравственного правила, они проповедали всем, сообщая им Божественные дары. Это было верно исполнено – как апостолами, которые в устной проповеди, примерами и установлениями передали то, что они либо приняли из уст, бесед и дел Христовых, либо узнали по внушению Святого Духа, так и теми апостолами и апостольскими мужами, которые по вдохновению Святого Духа записали спасительную весть» (раздел 7).
Именно Апостольское Предание и содержит всю полноту богооткровенной истины. Но Предание – это не статичный предмет, оно должно постоянно оставаться живым в живой церковной общине. «А для того, чтобы Евангелие постоянно сохранялось в Церкви целостным и живым, Апостолы оставили своими преемниками епископов, передав им свою учительскую должность» (там же). Понимание Апостольского Предания в Церкви может и должно развиваться и углубляться. «Это Апостольское Предание развивается в Церкви при содействии Святого Духа, ибо возрастает понимание предметов и слов Предания – возрастает и через созерцание и исследование, осуществляемое верующими, слагающими все это в сердце своем, и через глубокое постижение переживаемой ими духовной реальности, и через проповедь тех, кто с епископским преемством принял достоверный благодатный дар истины. (…) В том же Предании Церковь узнает полный канон Священных Книг, и само Священное Писание в ней понимается глубже и непрерывно становится действенным» (раздел 8).
«Итак, это Священное Предание и Священное Писание обоих Заветов являются как бы зеркалом, в котором Церковь, странствующая в мире, созерцает Бога, от Которого она все получает, пока не придет к Нему, чтобы увидеть Его лицом к лицу, как Он есть» (раздел 7).
В то же время следует согласиться с тем, что II Ватиканский собор лишь обозначил общий подход к интересующей нас теме. Сформулированные современным богословием вопросы о Библии, как полном источнике Откровения; о критериях, позволяющих четко отличать Апостольское Предание от «исторически сложившихся традиций» и др., не получили в его документах однозначного разрешения. Не получили они однозначного разрешения и в последующих документах Священного Учительства Церкви. Однако в послесоборном богословии сложился определенный консенсус по данному кругу проблем. Принимаемая ныне подавляющим большинством католических богословов точка зрения на тему «Писание – Предание» уже успела стать «классической» для нашей эпохи. Ее суть вкратце такова.
Церковь Христа – это не кружок почитателей «священной книги», а живая община, ведомая Святым Духом, «место» присутствия Господа. В ее устной и письменной проповеди постоянно звучит спасительное Откровение, и эта проповедь и есть Священное Предание. Само же Предание многообразно и многослойно. Лишь та его часть, которая непосредственно восходит к Христу и апостолам (Апостольское Предание), является абсолютно неизменяемой и свободной от ограничений. Она же заключает в себе всю полноту Откровения. Следовательно, лишь Апостольскому Преданию следует придавать нормативное значение в деле познания Откровения.
Все Апостольское Предание так или иначе отражено на страницах Библии. В сознании первохристианской Церкви не было ничего, что признавалось бы обязательной истиной веры, но не вошло бы позднее в тексты Нового Завета. Если само Священное Писание Нового Завета сформировалось на почве Апостольского Предания, то оно тем не менее воплотило в себе все без исключения его существенные моменты. Поэтому неправомерно противопоставлять Предание Писанию в качестве «другого, относительно самостоятельного» источника веры. На практике отсюда следует абсолютный авторитет Священного Писания в том, что касается веры и нравов.
Не-библейское Предание Церкви, включая ее литургическую, вероучительную (выраженную в документах Священного Учительства) и религиозно-бытовую (представляющую веру Народа Божия) традиции, играет лишь интерпретирующую, истолковательную и реализующую (т.е. непосредственно воплощающую учение Библии в жизнь) роль. Этим отнюдь не умаляется его важнейшее значение. Интерпретация Писания совершается под воздействием того же Духа, по вдохновению Которого было создано само Писание, хотя при этом необходимо учитывать и фактор естественной человеческой ограниченности. Слово Писания не может стать живым и действенным вне контекста интерпретирующей традиции. Выдвинутый на заре Реформации протестантами принцип «для понимания Библии достаточно самой Библии» на поверку оказался чистой утопией. В самих протестантских общинах истолкование Писания осуществляется под углом зрения традиции, сложившейся в этих общинах.
Традиция Церкви разнообразна и неоднородна. Разные ее элементы имеют разную степень «обязательности» и «авторитетности». Определенная часть Предания, выраженная языком литургии и догмата (Догматическое Предание), как мы верим, является безошибочной и безусловно истинной. Но даже Догматическому Преданию нельзя приписывать ту же абсолютную неизменность, которая присуща Апостольскому Преданию и Священному Писанию. По этой причине становятся возможными развитие, новое изложение и новая интерпретация догматов. Прочие же элементы традиции, в принципе, еще более изменчивы.
Но где пролегает граница между «неизменным» и «изменчивым» в Предании Церкви? Об этом в каждом конкретном случае следует судить особо. Больше того, обычно по каждому такому случаю разворачиваются споры и дискуссии между богословами, пастырскими направлениями, действующими внутри Церкви, и т. д. Священное же Учительство Церкви либо хранит мудрое молчание, пока вопрос не прояснится окончательно, либо проницательно предостерегает от ошибок и возможных опасностей, избегая при этом (насколько это возможно) прямого осуждения конкретных лиц, богословских школ и пастырских подходов. Определенный «плюрализм» в церковном Предании существовал всегда. Именно «плюрализм» делает само Предание живым и обуславливает его необходимое развитие. Здесь действует принцип, восходящий к св. Августину: «Единство – в главном, а во всем остальном – свобода, вдохновляемая любовью».
Подход современного богословия к проблеме соотношения Писания и Предания суммирует кардинал Вальтер Каспер: «Даже если II Ватиканский собор не высказал этого прямо, его понимание данного вопроса может быть выражено в простой формуле: с теологической точки зрения Предание – это не что иное, как историческое и духовное толкование Священного Писания в вероучении, жизни и литургии Церкви».
Горе мне, если не проповедую Евангелие.