Новая колонка на сайте "Комсомолки" от отца Николая о том,
Как назвать ребенка.
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Это стихотворение Маршака «В защиту детей». Как видно, была проблемка в его время такая с именами, в какой-то степени, сохраняется она и сегодня. Мне как священнику с этим вопросом приходится сталкиваться каждую неделю при крещении детишек. Казалось бы, это такой важный шаг в жизни нового человека - наречение имени, но не всегда родители ответственно к этому подходят. Дело конечно их, какое имя давать своему малышу, я лишь позволю себе оставить некоторые рекомендации в этом вопросе.
Самое злостное нарушение христианской этики в данном случае мне видится в том, когда родители называют ребенка одним именем, но желают крестить совершенно иным, причем грешна сама мотивация, а не факт двойного имени. Делается это, по их словам, для того, чтобы избежать колдовства и сглаза. Дескать, горе-ведьма будет ворожить на одно имя, желая доставить вред, а опаньки! - ребенок-то носит имя совершенно иное, и значит мимо. Обломайся, старая ведьма! При всей своей железной логике, такой подход совершенно не Евангельский и далек от духа христианской веры. По-хорошему, таким родителям нужно отказать в крещении и убедить внимательнее вникнуть в суть христианской веры, и потом подходить к таинству.
Мне еще докладывают о таком явлении как «счастливое имя» выбираемое по гороскопу (сейчас побурчу
). Сам лично с этим не сталкивался (возможно, чувствуют молодые родители, что такое батюшке рассказывать не стоит) но если среди читателей такая практика действительно имеет место быть, то серьезно прошу - не стоит крестить вам детишек. Побойтесь Бога. Откровенно признаюсь - порой смотрю на пришедших крестить и не понимаю, зачем им это нужно?
Ведь таинство Крещения предполагает, что и родители земные и духовные (крестные) намерены приложить все усилия души, чтобы воспитать чадо свое в христианской вере, научить заповедям, молитвам. Само собой понятно, что и родители должны жить такой верой, а не только раз в год храм посещать, яйца святить. Но нет… Приходят крестить - этот жвачку жует, от этого перегаром несет, эта одела такую короткую юбку, что при поклонах задние ряды молящихся краснеют. Бедному ребенку нитками запястья перевязывают, булавки вешают и прочее, в общем не собрание христиан, а какой-то шаманское камлание. И спрашивается - зачем все это? Ну да ладно… Правды ради нужно сказать, что с каждым годом ситуация меняется к лучшему. Наверное, нужно терпение и время, чтобы все пришло в прекрасную норму. Люди стараются все делать правильно и это главное.
Недавно моя двоюродная сестра с горечью пожаловалась, что в одной из церквей города не приняли на молитву ее имя, а зовут ее - Дина. Имя действительно, хотя и ветхозаветное, но в церковных святцах отсутствует, а для бабушек за церковными лавками это весомый повод, чтобы отказаться принимать записку на поминовение.
Надеюсь это недоразумение священники того храма устранят, но этот конфликтик напрямую связан с нашей темой. Дело в том, что давно так повелось в православной Церкви, давать имя новорожденным в память святых, прославленных церковью. Чтобы юный христианин, читая о святой жизни своего небесного покровителя, старался ему подражать. По канонам положено имя давать в восьмой день от появления на свет. Многие до восьмого дня от рождения, смотрят по святцам имена и выбирают понравившееся, впрочем, вполне можно остановиться на любом православном имени не привязываясь к этим восьми дням.
Кто-то может заметить: «А если нам вообще никакое имя из святцев не нравится, как тогда быть»? Если так получится, что имя вы выберете не церковное, то при Таинстве Крещения священник все равно будет крестить малыша согласно церковному именослову (Например, не «Артур», а «Артемий», не «Любава», а «Любовь»). К слову сказать, люди которые принесли на нашу землю христианство, тоже крестились не с теми именами, которые они носили. Князя Владимира в крещении нарекли Василием, а его бабушку, княгиню Ольгу - Еленой. И значит сестра моя Дина, должна была назваться в храме Дарией (именно такое имя ей дали в Крещении) и горе-бабушки были бы к ней благосклонны.
Иногда бывает, что человек забыл, как его в детстве крестили, а зовут его, скажем: «Октябрина» или «Владлен». В этом случае нужно подойти к священнику, и он прочтет молитву «на наречение имени», в смысле даст вам имя церковное.
Ну и коснусь немного времени крещения. Часто спрашивают, можно ли детей крестить в пост. Не грех ли это? Крестить в пост можно, нельзя в пост устраивать обильные застолья, которые бывают по причине кресьбин.
И еще очень бы хотелось пожелать родителям не бояться называть своих детей хоть и редкими, но красивыми именами. Честно говоря, уже утомляет каждый раз крестить Маш, Даш, Саш и т.д. Ведь у нас столько прекрасных имен. У моего друга священника шестеро детей и как приятно кликать кого-то из них: Ариша, Савва, Варвара, Василиса.
В общем, дорогие друзья, побольше рожайте, давайте красивые имена своим детям, учите их красиво жить, верить, любить и пусть у вас всех все будет хорошо. С уважением.