Кто мы для Бога? Рабы, наёмники или дети? Об этом новая колонка отца Николая
kp.by/daily/25778.4/2761650/
Родился ребенок больным - значит, Бог наказал? Дети иногда страдают за грехи своих родителей, но есть примеры страдания по непостижимым для нас причинам
Николай, иеромонах ТАРАСЕНКО — 27.10.2011
Нередко в личных беседах, а еще чаще в интернете на форумах неверующие оппоненты упрекают меня да и все христианство в рабской психологии. Дескать, ваша Библия только и делает, что пугает людей, заставляя их мыслить с позиции страха и раболепства. «Вы даже добрые дела совершаете по причине трепета перед своим божком, - говорят они, - А мы вот свободно, без внешних угроз и указаний, несем благо человечеству». Пока обдумываешь эти упреки, как на зло, встречается прихожанин, который уверен, что ребенок родителей N родился больным по причине того факта, что зачат был во время поста - «вот Бог и наказал», - многозначительно заключает он. За что наказал!? Кого наказал!? Как можно жить с такими чудовищными мыслями?
Да, для всех очевидно, что дети иногда страдают за грехи своих родителей, и даже рождаются больными из-за них, но вина их, скажем так, не юридическая (отец/мать согрешили, а ребенку отвечать), а наследственная (генетическая). Достаточно посмотреть на отпрысков алкоголиков и наркоманов, чтобы в этом убедиться. В этом случае, я вполне могу назвать наказанием Божиим бестолковых родителей, но можно ли Бога считать виновником этих страданий? Не Он ли через Библию предупреждает об опасности порочного образа жизни? Но не всегда прослеживается и эта связь. Есть примеры страдания детей по непостижимым для нас причинам, но это ни как не гнев Божий и Его наказание. Лично для меня это тайна. Все наши попытки ее приоткрыть, будут тщетными усилиями, и нужно терпение, когда эту тайну откроет Он Сам.
Не знаю, принял ли мои доводы единоверец, но подобные суеверия встречаются среди верующих и церковь с этим борется.
Разбитый от таких выводов брата по вере, ищешь отдушину в Священном Писании и сталкиваешься с текстами, грозящими геенной огненной, скрежетом зубов и плачем ослушникам Господних заповедей. По закону жанра, здесь мне бы впору ужаснуться, сорвать пелену со своих глаз, прозреть всю «чудовищность» веры, ну и стать бесстрашным обличителем пороков Церкви.
Прям готовый сценарий для современных антихристианских фильмов, в которых примерно так и строятся все сюжеты. Многие не окрепшие умы и прогибаются под напором такой пропаганды. Не удивлюсь, если кто-то из наших читателей тоже так видит веру христиан. Впрочем, ладно. В действительности, как это обычно в жизни и бывает, все не так просто. Да, в Библии есть немало мест, стращающих людей небесными карами и да - в Церкви есть верующие, которые из страха преисподней держат себя в рамках приличия, но…
За годы служения священником я убедился в словах, что есть три, скажем так, психических состояний верующих, из которых они служат Господу. Одни это делают как рабы, другие как наемники и еще одни - как дети. «Рабы» - это те, кто делает добрые дела уклоняясь от зла, из страха быть наказанным Богом. Они боятся, что если ослушаются Его, то заболеют, обеднеют, потеряют работу и прочее, в конце концов попадут в ад. Это самое тяжелое и уязвимое состояние из трех. И чем человек быстрее из него вырастет, тем лучше, а еще лучше вообще в него не вступать.
Чуть другое положение, но не на много лучшее, это состояние «наемников». Эти люди служат Богу, делая добрые дела, уже не из страха наказаний, но из расчета получить Божию награду за свое усердие. Они хотят попасть в рай, иметь хорошее здоровье, благосостояние семьи, быть успешным и т.д. Как наемник за выполненную работу желает получить плату, так и эти ожидают себе Божьих благословений. Наверное, всё это они получат, но хорошего в их мировоззрении мало.
Ну и третье понимание Бога, это когда человек служит своему Небесному Отцу как сын (дочь). Эти люди не боятся попасть в ад, они не рассчитывают оказаться в раю, они делают добро ради самого добра, потому что это есть Божие и это правильно. Всё что с ними происходит и хорошее и плохое, они принимают с благодарением и из всего извлекают духовную пользу. Ничто их не может поколебать в их вере. Это совершенное состояние, к которому Церковь призывает стремиться всех своих чад.
Люди разные бывают по своему внутреннему настрою. Кому-то, чтобы остаться человеком, временно необходим бич страха, кому-то сладкая приманка рая, ну а кто-то дышит только Богом. Все что ужасает ранимые натуры в Библии (ад, червь неусыпаемый, холод и проч.,) продиктовано именно разными характерами людей, а не тем, что Бог действительно жаждет боли своим творениям. Каждый в Писании находит то, что ему близко. Да, и ад, и рай существуют, но они не совсем таковы, как многие себе представляют. Но это уже другая история.