Католики отказались от обращения в христианство иудеев
А раввины признали, что христианство - плод Божьей воли и дар для народов
В Ватикане состоялась презентация нового документа Папской комиссии по религиозным связям с иудаизмом. Он озаглавлен «Ибо дары и призвание Божие непреложны». В документе рассматриваются богословские вопросы, касающиеся отношений между католиками и иудеями 50 лет спустя после обнародования соборной декларации Nostra Aetate, 4 параграф которой посвящен иудаизму.
В новом документе Папской комиссии излагается краткая история взаимоотношений между католиками и иудеями за последние 50 лет: были сделаны значительные шаги в области диалога, католики и иудеи перешли от отчужденного сосуществования до глубокой дружбы. Соборная декларация Nostra Aetate впервые обозначила богословскую позицию Католической Церкви в отношении к иудаизму, что привело к значительным переменам на всех уровнях.
В новом документе говорится об особом статусе диалога между католиками и евреями: его нельзя приравнивать к диалогу с другими мировыми религиями, в силу еврейских корней самого христианства. Иисуса Христа можно понять только в еврейском контексте Его эпохи, хотя Он, как Мессия Израиля и Сын Божий, выходит за рамки этого исторического горизонта.
Бог открывается в Своем Слове, сообщая Себя людям. Для иудеев это Слово присутствует в Торе; для христиан Слово Божье воплотилось во Христе Иисусе. Тем не менее, утверждается в документе, Слово Божье неделимо и требует от людей ответа, который позволил бы им воспринимать это Слово, находясь в должных отношениях с Богом.
Между Ветхим и Новым Заветом существует неразрывное единство, хотя эти два Завета истолковываются различно евреями и христианами в соответствии с собственными религиозными традициями. С христианской точки зрения Ветхий Завет можно понять и интерпретировать в свете Нового Завета. Ветхий и Новый Завет – это часть единой и единственной истории союза между Богом и Его народом, хотя Новый Завет следует рассматривать как свершение ветхозаветных обетований.
В документе подчеркивается, что через Иисуса Христа, через Его смерть и воскресение, все люди причастны к спасению, все люди спасены. Хотя иудеи и не могут верить в Иисуса Христа как универсального искупителя, они причастны к спасению, потому что дары и призвание Божье непреложны (ср. Рим 11,29). Это остается непостижимой тайной спасительного замысла Бога.
Хотя в диалоге с иудаизмом католики дают свидетельство своей веры в Иисуса Христа, они воздерживаются от всякой активной попытки обращения евреев и миссионерства среди них. Католическая Церковь не предусматривает никакой институциональной миссии, обращенной к евреям, гласит новый документ Папской комиссии по религиозным связям с иудаизмом.
В братском диалоге евреи и католики должны все лучше и лучше изучать и узнавать друг друга, примиряться друг с другом, совместно трудиться на благо справедливости, мира и защиты творения, действенно бороться против всякой формы антисемитизма. Они призваны укреплять сотрудничество в гуманитарной сфере, помогая бедным, слабым, отверженным, и стать таким образом благословением для всего мира.
***
По случаю 50-летия декларации II Ватиканского собора Nostra Aetate («Об отношении Церкви к нехристианским религиям») группа 25 израильских, европейских и американских ортодоксальных раввинов опубликовала совместное заявление «Исполняя волю нашего Небесного Отца: на пути к сотрудничеству между евреями и христианами». Это - первое заявление ортодоксальных раввинов о диалоге и характере отношений между христианами и евреями со времён Второго Ватиканского собора, открывшего новую фазу в отношениях с иудаизмом.
Отправной точкой документа раввинов является Холокост, кульминация вражды между христианами и евреями. Оглядываясь назад, пишут раввины, мы понимаем, что «неспособность выйти за пределы презрения и нежелание конструктивного диалога на благо человечества ослабило сопротивление злым силам антисемитизма, которые погрузили мир в убийства и геноцид». Раввины признают, что «со времён Второго Ватиканского собора официальное учение Католической Церкви об иудаизме изменилось радикально и бесповоротно. Обнародование Nostra Aetate пятьдесят лет назад открыло двери процессу примирения между нашими двумя общинами». В частности, раввины выражают признательность за «церковный тезис относительно уникальной позиции Израиля в священной истории и в отношении конечного искупления мира. Сегодняшние евреи уже испытали подлинную любовь и уважение со стороны многих христиан благодаря инициативам диалога, встреч и конференций по всему миру».
Согласно ортодоксальным раввинам, в свете вышесказанного евреи должны ответить на вопрос о месте христиан в перспективе Божьего замысла: «Как уже это сделали Маймонид и Иехуда Галеви, - говорится в документе, - и мы признаем, что христианство - это не случайность и не ошибка, но плод Божьей воли и дар для народов. Разделив иудаизм и христианство, Бог пожелал создать разделение между товарищами, имеющими значительные богословские различия, но не разделение между врагами».
Отсюда звучит призыв к новому богословскому взгляду на сотрудничество с христианами: «Теперь, когда Католическая Церковь признала вечный Завет между Богом и Израилем, мы, евреи, можем признать непрестанную конструктивную ценность христианства в качестве нашего партнера в искуплении мира без каких-либо опасений, что эта общность может привести к злоупотреблениям в миссионерских целях. Об этом уже заявила двусторонняя комиссия Главного Раввината Израиля и Святейшего Престола под руководством раввина Шеар Яшува Коэна: ‘Мы уже не враги, но однозначно товарищи в выражении моральных ценностей, необходимых для выживания и благополучия человечества’. Никто из нас не может в одиночку исполнить миссию, возложенную Богом в этом мире».
Напоминая, что христиане и иудеи имеют больше общего, чем разделяющего, раввины отмечают, что «сотрудничество между нами никак не умаляет различий, которые остаются между двумя общинами и двумя религиями. Мы верим, что для возвещения Своей истины Бог использует многих посланников; мы подтверждаем основополагающие этические императивы всех народов перед Богом, о которых иудаизм всегда наставлял через учение о всемирном завете Ноя».
«Подражая Богу, евреи и христиане должны быть примером служения, безусловной любви и святости, - пишут в завершение своей декларации 25 раввинов. - Мы все созданы по святому образу Бога; и евреи, и христиане останутся верными Союзу, исполняя сообща активную роль в искупления мира».