Интересная статья об экзорцизме.
Их не стоит бояться, их надо понимать. Как экзорцизмы выглядят и отличаются от того, что в кино показывают? На вопросы отвечает о.Александр Посацки SJ.
Отче, Вы как-то сказали, что служение экзорцизма является чем-то нормальным в Церкви, это давняя практика, которой не нужно бояться. Почему экзорцистов в Церкви так берегут [от посетителей]?
В некоторых епархиях обязателен определенный отбор. Кто обращается к курии [по поводу экзорцизма], того сначала направляют к психологу на консультацию, а только потом такому человеку дают контакт конкретного экзорциста. Однако это не обязательные предписания, такая практика служит только для «процеживания» разных случаев, чтобы отделить людей больных, облегчить экзорцисту труд.
С чего возникает такое большое любопытство к экзорцизму?
На сегодня он занимает второе место после секса, если говорить об Интернете. Это возникает в определенной степени из склонности человека искать сенсаций, чего-то таинственного, невероятного. А те, кто приходит на встречу с экзорцистом, нередко сначала встречаются с магами или оккультистами. Это связано с определенным типом людей, которые никак не могут, больше не хотят справляться с собственными проблемами и стараются перебросить их на кого-то другого. Духовные лица и психологи всегда обращают большое внимание на проблему свободы, т.е. самоопределения человека. Прежде всего человек должен сам хотеть помочь себе, постараться, и только потом - искать помощи.
Чтобы начать искать помощь, сначала нужно определить проблему. Можно ли самому отметить какие-то симптомы, указывающие на необходимость пообщаться с экзорцистом или со своим духовным руководителем?
Есть возможность увидеть у себя проблему порабощения. Если кто-то не господствует над какой-то сферой своей жизни, психикой ... Очевидно, это входит в сферу компетенции гуманитарных наук, медицины, психиатрии, так как экзорцисты действуют бы параллельно с врачами - сохраняя, однако, определенную автономию. К сожалению, не каждый терапевт может сотрудничать с экзорцистом. Проблему составляет скрытый материализм гуманитарных наук, его корни выводятся из Просвещения, а психологи и психиатры переняли его как часть чего-то очевидного. Большинство этих наук имеет на себе след, чтобы не сказать проклятия, материалистических опций. Человек рассматривается как существо биологическое, материальное, и так пытаются его лечить, не смотря на то, что он может иметь духовную проблему. Человек не является запечатанной банкой сардин, он - структура открытая, поддающаяся на определенные внеличностные силы, которые могут вызвать его проблемы, вплоть до одержимости.
А может атеист быть одержимым?
Конечно. Можно сказать, что демон - транскультурный, а значит, каждый может быть одержим. Сатана не спрашивает, ты атеист, верующий или где-то на этапе поисков. Основанием одержимости является зло. Можно совершать грех, не осознавая этого. Такое было в языческих традициях, где человека ритуально убивали, полагая, будто это что-то нормальное.
А есть способы, чтобы уберечься от одержимости?
На наш взгляд, деятельность демонов связана со злом, то есть с грехом. Зато она не обусловлена чувствительностью человека, как это показывают разные фильмы. Есть несколько указаний, как уберечься от демонической одержимости. Прежде всего нужно избегать греха и соблюдать Закон Божий, т.е. Декалог. Во-вторых, избегать медиумических практик, которые ослабляют защитный барьер личности. Нельзя участвовать в психоделических или трансовых сеансах, поскольку сочетание этого с греховностью человека приоткрывает в нем окно прежде всего к порабощению, а затем к одержимости.
Можно определить группы грехов, которые больше подвергают людей такой опасности?
Из опыта следует (и это связано с богословской логикой), что больше всего на действие злых духов подвергают грехи идолопоклонства разного рода, с сатанизмом во главе. На втором месте - оккультизм со всеми его практиками и псевдомедитацийными состояниями. Нельзя также пренебрегать настойчиво повторяющимися тяжелыми грехами. В этом случае примером может быть ненависть, которая близка к черной магии, или грех против Святого Духа, то есть отрицание своей греховности. Существуют различные якобы психологические течения, которые убеждают человека, что он - Бог, он невинен и совершен. Зато в христианстве человек должен признавать свою слабость и неустанно просить о милосердии. Упомянутые движения не только отрицают греховность, но и развивают обманчивое убеждение, что человека, участвующего в их практиках, грех не касается, а это весьма опасно.
Насколько часто во время экзорцизма дело доходит до необъяснимый явлений, как в кино показывают?
Если в конкретной ситуации имеем дело с демонической проблемой, то преимущественно некое «что-то» там себя проявит. Начало экзорцизма - молитвы, которые раздражают злого духа. Затем они становятся все интенсивнее, властнее, ведут к проявлению сопротивления, которое проявляется как проклятия, запугивания, попытки прервать экзорцизм. В некоторых случаях к этому добавляются паранормальные явления, такие как передвижение стола или стульев, а двое священников мне признались, что стали свидетелями левитации. Частично это соответствует показанному в кино, но в фильмах эти сцены по понятным причинам гиперболизированы.
Вы написали положительную рецензию на фильм «Ритуал» ...
Мне кажется, что в каждом фильме такого типа есть зерно правды, и я бы с ними со всеми не боролся. Гораздо хуже те, которые стараются изменить наше понимание. То есть там, где нас хотят убедить, что зло есть нечто симпатичное и нормальное, я должен протестовать.
Или за эти годы, когда Вы служите как экзорцист, Вы предполагали, что причиной является психическая болезнь?
Нельзя сводить человека только и исключительно к деятельности мозга, потому что это неточно и противоречит опыту. Для некоторых псевдоинтеллектуальных исследователей мозг стал фетишем. Мы не исключаем, что он играет во всем этом свою роль. Однако считаем, что эта роль никогда не будет такой, чтобы заслонить собой, например, понятие личности или свободы. Сам мозг является лишь частью механизма, так и вопросы хотя бы упомянутой выше свободы невозможно выяснить только благодаря ему, зачем мы ее переживаем? Часто говорят: наука объяснила. А это неправда. Наука лишь старается показать действие механизма в определенном секторе действительности, который она способна исследовать.
Всегда присутствуют какие-то методологические ограничения. Науке нельзя экстраполировать, а именно это сегодня происходит: экстраполяция выводов из исследуемого сектора на всю действительность, - поэтому совершается ошибка необоснованной генерализации. Мы, наверное, входим в такую эпоху, где должны начать производить интеллектуальные споры о, например, демонологии, духах. Однако это еще и философская проблема. Бытие должно быть единственно только материальным, или допускается также нематериальное? О духах можем говорить как о бесплотных существах. Можно доказать, что бесплотных существ не существует? Можно сказать, что это трудно доказать согласно некоторым концепциям, но это не значит, что это вообще невозможно. В понимании философском, интеллектуальном и в наших ощущениях это становится реальным. Люди, которые пытаются это отрицать, ограничены интеллектуально, поскольку пытаются упаковать всю действительность в тесный корсет материализма.
В Германии после смерти Аннелиз Михель Церковь вообще запретила экзорцизм.
Основание этого запрета - исключительно страх, можно даже предположить, что иррационального характера. Это не меняет факта, что там и дальше появляются случаи порабощения, а священники, с которыми мы контактируем, переживают, что должны искать помощи экзорцистов за рубежом.
Существуют ли какие-то периоды в календаре или в течение дня, когда деятельность духов особенно сильна?
Прекрасным примером может служить период Великого Поста, во время которого злой дух становится активнее. Это связано с тем, что растет число людей, которые молятся и обращаются, а при случае демон хочет что-то «выторговать» для себя. Относительно времени дня, то известно, что благоприятной является ночь, потому что человек становится менее критичен, его сосредоточенность ослабляется. Фальшивые откровения приходят преимущественно ночью. Также подтверждена истинность важности трех часов ночи, и делается это на основании определенного рода высмеивания трех часов дня [Часа милосердия].
Как часто экзорцизмы записывают? Может, распространение записей сняло бы с них флер метафоричности?
Иногда это случается, но поскольку это дело новое, то Церковь этого еще немного побаивается. Обязательным остается общий запрет фиксирования экзорцизма. Он, может, не категоричен, но существует. Причины можно выделить разные, идет речь, о благе человека, которого подвергают экзорцизму, и его семьи; существует также большая осторожность перед медиальными злоупотреблениями. Я лично не против записей, потому что такое искусственное сокрытие вызывает еще большую неопределенность, которой не должно быть. Она также отдаляет нас от истины. Ведь если экзорцизм истинный, то почему мы не можем показать людям, как меняется лицо, как человек после экзорцизма выплевывает металлические предметы? ..
Зато я не хочу высказываться с точки зрения всей Церкви, поскольку она имеет свои рации. Церковь стремится защищать екзорцированных от злоупотреблений, а верующих - от манипуляций. Прозрачность в этих делах наверное послужила бы истине, но эта правда связана с конкретным человеком, о котором мы также должны заботиться как Церковь.
Справка
Александр Посацький SJ - иезуит, католический теолог, философ, преподаватель, доктор теологии (Люблинский католический университет), доктор философии (Григорианский университет, Рим), профессор Академии «Игнатианум». Специалист по теологии духовности, знаток демонологии и истории философии.
Горе мне, если не проповедую Евангелие.